Информационные материалы для социально-психологического тестирования в образовательных организациях.
Единая методика социально-психологического тестирования (далее – ЕМ СПТ, методика) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.
ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов). То есть факторы риска и защиты воздействуют на подростка постоянно и одновременно, влияют на его жизнь и потребности
Рисковое поведение представляет собой целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском. К формам рискового поведения обучающихся сегодня относятся:
- Формы аддиктивного поведения – наркомания, алкоголизм, интернет и компьютеромания, адреналиномания .
- Формы деструктивного и аутодеструктивного поведения, не связанных с аддикциями – суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения.
- Поведение, связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений – интернет-среда и социальные сети, вовлечение в организации экстремистского содержания
- Автономный скулшутинг, вовлечение в деструктивные культы. Расширение концептуальных основ ЕМ СПТ позволяет диагностировать риски и прямые опасности указанных феноменов.
К детерминантам – взаимосвязь и взаимообусловленность рискового поведения с различными соматическими патологиями и аномалиями развития, социально-средовыми факторами, включая семейные, индивидуально-психологические особенности.
Общим и для биологических оснований, и для детерминант развития выступает дороговизна или невозможность диагностики их состояния в условиях образовательной организации. Кроме того, необходимо учитывать широкую вариативность их проявлений в поведении человека, что требует огромной батареи диагностических методов. Все это затрудняет получение диагностических сведений. В связи с этим исследователи сосредотачиваются на факторах риска, которые можно непосредственно наблюдать, фиксировать и оценивать.
Доработанная ЕМ СПТ способна диагностировать не только риски аддиктивных форм поведения, но и иные формы рискового поведения обучающихся. ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 лет. Методика представлена в трех формах:
Форма А содержит 130 утверждений для тестирования обучающихся 7-9 классов.
Форма В содержит 170 утверждений для тестирования обучающихся 10-11 классов.
Форма С содержит 170 утверждений для тестирования студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
При оценке утверждений теста необходимо использовать десятибалльную шкалу, где 1 (утверждение абсолютно неверно), а 10 (утверждение абсолютно верно).
Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями высокой и высочайшей вероятности рискового поведения, в том числе вовлечения в зависимое поведение, рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.
Подготовка к проведению тестирования образовательным организациям рекомендуется проведение информационной кампании по подготовке к прохождению тестирования с применением ЕМ СПТ, реализуемой в следующих направлениях.
- Размещение информационного сообщения на официальных ресурсах образовательной организации и через дополнительные каналы информирования об общенациональном масштабе кампании тестирования и значимости его прохождения. Целесообразно использовать единую форму сообщения для избегания разночтений.
Пример сообщения на официальных ресурсах образовательной организации
«Ежегодно проводится всероссийское тестирование социально значимых характеристик личности современных школьников и студентов. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (В соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (утвержден Приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59)), а также образовательных организаций высшего образования (В соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования (утвержден Приказом министерства науки и высшего образования от 20 февраля 2020 г. № 239)).
Результаты тестирования позволяют определять, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения. Анализ результатов тестирования поможет организовать профилактические мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать им своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку».
В соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования (утвержден Приказом министерства науки и высшего образования от 20 февраля 2020 г. № 239)
- Проведение информационно-просветительских встреч с родителями (законными представителями). Это направление информационной кампании может быть реализовано в рамках встреч общешкольных родительских комитетов, родительских собраний, особенно параллели обучающихся, впервые проходящих процедуру ЕМ СПТ. Основная задача – объяснение сути процедуры тестирования и возможностей получения информации, а также демонстрация обеспечения интересов обучающихся. В процессе беседы целесообразно предупредить появление (либо снять, если уже наблюдается) негативной установки родителей на проведение тестирования, связанной с проявлением страхов стигматизации и санкций по отношению к ребенку и семье. В ходе работы с родителями акцентировать, что ЕМ СПТ предназначена для организации профилактической работы в образовательных организациях и для индивидуальной работы психологов, педагогов-психологов. В качестве типового варианта можно предложить следующее содержание беседы.
Пример сообщения для родителей (законных представителей)
«Уважаемые родители!
В образовательных организациях Российской Федерации ежегодно проводится масштабное тестирование социально значимых характеристик личности современных детей и подростков. Тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Тестирование позволяет определить у обучающихся образовательных организаций наиболее сильные и ресурсные стороны личности, специфические поведенческие реакции в стрессовой ситуации, различные формы рискованного поведения. Анализ результатов поможет организовать индивидуальные профилактические и коррекционные мероприятия для обеспечения психологического благополучия личности обучающихся, оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Методика тестирования включает перечень вопросов на понятном для понимания обучающихся языке. Длительность проведения учитывает возрастные особенности участников тестирования и не превышает продолжительность одного урока. Задача обучающегося – внимательно прочитать вопрос и выбрать вариант ответа. Правильных или неправильных ответов на вопросы не существует. Количественный подсчет осуществляется автоматически, что обеспечивает точность оценки. Согласие на участие ребенка в тестировании – это возможность вам удерживать в поле своего внимания вопросы рисков и безопасного образа жизни детей и подростков. Вы как законные представители своих детей имеете возможность задать любые вопросы, связанные с процедурой тестирования. По окончании проведения тестирования и обработки ответов вы сможете обратиться за результатами к организаторам (психологу, педагогу-психологу образовательной организации) и получить соответствующие рекомендации»
Рекомендуется использовать перечень типовых формулировок для ответов на вопросы и опасения родителей по проведению ЕМ СПТ.
– Какие последствия для семьи будут, если ребенок попадет в группу риска? «Социально-психологическое тестирование служит точному определению направленности и содержания профилактической работы с обучающимися, что позволяет оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь».
– Могут ли по результатам диагностики «поставить ребенка на учет» в соответствующих органах?
«Дизайн и содержание методики созданы таким образом, что результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический и т.п. или для постановки какого-либо диагноза)». «В случае желания обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также воспользоваться предложениями по добровольному участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию».
– Зачем ребенку это тестирование? «Результаты диагностики позволяют обучающемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуя развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них».
– Кому будут переданы данные о результатах тестирования ребенка?
«Все результаты тестирования строго конфиденциальны! Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Таким образом, персональные результаты могут быть доступны только нескольким лицам: самому обучающемуся (в адаптированном виде), родителю или законному представителю ребенка, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации.»